
Слушатели получат представление о клиническом применении психоаналитических теорий и взгляде психоанализа на природу и характер психопатологии как невротических, так и более тяжелых личностных расстройств. Материал курса строится как на классических текстах, так и статьях современных психоаналитиков и иллюстрирован примерами из живой клинической практики. Во время обучения слушатели узнают об основных этапах развития психоанализа, современных школах и направлениях психоаналитической мысли, центральных пунктах учения Фрейда и его последователей: психоаналитическая теория влечений и стадии психосексуального развития, различные модели психического аппарата, теория защитных механизмов, теории объектных отношений и др.
Структура программы:
Слушатели получат представление о клиническом применении психоаналитических теорий и взгляде психоанализа на природу и характер психопатологии как невротических, так и более тяжелых личностных расстройств. Материал курса строится как на классических текстах, так и статьях современных психоаналитиков и иллюстрирован примерами из живой клинической практики. Во время обучения слушатели узнают об основных этапах развития психоанализа, современных школах и направлениях психоаналитической мысли, центральных пунктах учения Фрейда и его последователей: психоаналитическая теория влечений и стадии психосексуального развития, различные модели психического аппарата, теория защитных механизмов, теории объектных отношений и др.
Тема №1. Общие представления о психоанализе.
Психоанализ как область знания.
З.Фрейд: история жизни и формирования психоаналитической теории и метода. Основные труды.
Случай Анны О. Первые психоаналитические представления о формировании и терапии невротических расстройств.
Основные этапы развития психоанализа.
Современные школы и направления в психоанализе.
Структура Международной психоаналитической организации.
Развитие психоанализа в России.
О психоаналитическом образовании.
Тема №2. Психоанализ как наука о бессознательном. Топографическая и структурная модели психического аппарата.
Психоаналитическая метапсихология: экономический, динамический и структурный аспекты.
Психический аппарат и психическая энергия.
Понятие влечения.
Топографическая модель психического аппарата. Понятие бессознательного: характеристики и свойства бессознательного.
Первичный и вторичный процессы.
Принцип удовольствия и принцип реальности.
Психоаналитическая теория сновидений: источники и функции сновидений, явное и скрытое содержание сновидения, работа сновидения, механизмы сновидения.
Структурная модель психического аппарата.
Понятие психического конфликта, его роль в норме и патологии.
Эдипов комплекс, его роль в развитии Супер-Эго.
Тема №3. Теория защитных механизмов.
Понятие и функция психологической защиты.
З.Фрейд о защитных механизмах.
Разработка теории защит в эго-психологии и работах Анны Фрейд.
Типы защит: первичные и вторичные защитные механизмы.
Формирование защит, роль врожденных и приобретенных факторов.
Эго-синтонные и эго-дистонные защиты.
Тема №4. Психоаналитическая теория влечений и стадии психосексуального развития.
Понятие либидо: пластичность, вязкость, катексис.
Структура влечения.
Понятие фиксации и регрессии.
Первая модель теории влечений: сексуальное влечение и влечения Я.
Психоаналитическое понимание сексуальности.
Вторая модель теории влечений: влечение к жизни и влечение к смерти.
Навязчивое повторение.
Понятие психосексуальности.
Значение эрогенных зон в развитии.
Аутоэротизм.
Стадии психосексуального развития.
Вклад К. Абрахама.
Эдипов комплекс. Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Особенности его протекания у мальчиков и девочек.
Тема №5. Классическая психоаналитическая теория неврозов.
Психический конфликт и компромиссное образование. Формирование и смысл симптомов.
Типы тревоги.
Отличие неврозов от психозов с точки зрения топографической и структурной моделей.
Классификация неврозов в модели З.Фрейда: актуальные неврозы, неврозы переноса, нарциссические неврозы.
Неврозы переноса: истерический, фобический, невроз навязчивости.
Классификация эго-психологии: симптоматические неврозы и неврозы характера.
Тема №6. Теории объектных отношений.
Работы Р. Фэйрберна: пересмотр теории влечений.
Работы М.Балинта: базисный дефект.
Работы Д.В.Винникотта: переходные объекты и переходные феномены, концепция достаточно хорошей матери и холдинга. Истинное и ложное Я.
М.Малер: теория сепарации-индивидуации. Стадии развития объектных отношений.
Расширение спектра диагностических категорий: пограничное расстройство личности.
Тема№7. Теории объектных отношений. Кляйнианский подход.
Мелани Кляйн: история ее профессионального становления и основные открытия.
Развитие представлений о влечении к смерти.
Понятия частичного и целостного объекта.
Теория развития М.Кляйн: параноидно-шизоидная и депрессивная позиции.
Концепция проективной идентификации.
Роль бессознательной фантазии.
Новые взгляды на Эдипов комплекс и формирование Супер-Эго.
Влияний открытий М.Кляйн на психоаналитическую технику.
Творчество В.Биона. Понятие контейнирования и коммуникативная функция проективной идентификации.
Теория мышления В.Биона.
Тема №8. Теория нарциссизма.
Различные значения термина «нарциссизм» в психоанализе.
Две версии мифа о Нарциссе.
Первое упоминание нарциссизма в работах Фрейда. Случай Шребера. Нарциссизм и гомосексуальный выбор объекта.
Схема созревания либидо.
Первичный и вторичный нарциссизм.
Выбор объекта по опорному и нарциссическому типу.
Развитие теории нарциссизма в работах Г.Розенфельда. Либидинальный и деструктивный нарциссизм.
Вклад Х.Кохута в понимание нарциссизма: основные положения Я-психологии (психологии самости). Структура самости. Виды нарциссического переноса.
Представления О.Кернберга о нарциссизме. Нормальный и патологический нарциссизм. Полемика с Х.Кохутом.
Современные взгляды на нарциссические расстройства: работы Р.Бриттона.
Психологов, психотерапевтов, студентов и всех желающих.
- Эта программа даст базовые представления о клиническом психоанализе и способах применениях их в практической деятельности.
- Студентам, присоединившимся не с первого занятия, предыдущие лекции предоставляются в записи.
40 акад. часов. Обучение проводится по воскресеньям с 10:00 до 15:00:
19.03.17, 26.03.17, 02.04.17, 09.04.17, 16.04.17, 23.04.17, 30.04.17, 21.05.17.
Бекетова Нинель Михайловна

-
Преподаватель Института Практической Психологии и Психоанализа
-
Преподаватель кафедры пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий, Российская государственная медицинская академия;
+7 495 374 7134 или m@psychol.ru